×
Частным клиентам
Бизнесу
О банке
Офисы и банкоматы
Личный кабинет

Пакеты услуг
Кредиты
Факторинг
Куайринг
Программа лояльности
Корпоративные карты
Зарплатный проект
Льготный лизинг
Депозиты
ДБО
Валютный контроль
Самозанятость
Электронный чек
Курс валют
self-employed.png

Самозанятость — это специальный налоговый режим для работающих самостоятельно. Уже при оформлении самозанятости в списке видов деятельности будут такие услуги:

  • удаленная работа в ИТ‑сфере: верстка сайтов, дизайн, техподдержка;
  • оказание косметических услуг на дому: наращивание ресниц, маникюр, эпиляция;
  • сдача квартиры в аренду посуточно или на долгий срок;
  • бытовые услуги, социальная помощь, работа няни;
  • консультации логопеда, психолога, тренера;
  • уход за животными: кинология, вакцинация, передержка;
  • репетиторство;
  • проведение мероприятий и праздников;
  • юридические консультации и ведение бухгалтерии;
  • строительные работы и ремонт помещений.

При этом есть ограничения. По этому режиму нельзя перепродавать чужой товар, госслужащим и военнослужащим можно оформлять статус самозанятого только для сдачи недвижимости в аренду.

  • Налог на самозанятость, или налог на профессиональный доход, это специальный налоговый режим. Он применяется с 2019 года и предварительно будет действовать до конца 2028 года.
  • В первую очередь, работая в статусе самозанятого, вы получаете возможность легализовать доход, который поступает напрямую от клиента. Дополнительным плюсом является возможность работать с юридическими лицами и предпринимателями.
  • У самозанятых нет обязательных отчислений в ПФР и других отчислений, только налог на профессиональную деятельность.  4% при работе с частными лицами, 6% при работе с юридическими лицами.
  • При этом самозянятый может подтвердить свои доходы, например, для получения визы, кредита, ипотеки.
  • Работая официально и предоставляя своим клиентам чеки, повышается уровень доверия.

  • Это можно сделать через личный кабинет налогоплатильщика, на сайте Госуслуг, в приложении «Мой налог» и в нашем приложении Мобильный банк. Обычно налоговая рассматривает заявку 5—10 минут. В редких случаях дольше. Затем налоговая вынесет решение о присвоении вам статуса самозанятого.
  • Если налоговая отказала в постановке на учет, мы укажем причину отказа. Это может быть, например, превышение лимита дохода в текущем году или технические сложности.
  • Если налоговая одобрила вашу заявку — поздравляем! Можно начинать работать.

  • налог идет в пользу региона и на ОМС
  • акции и бонусы от банка
  • помощь с подбором аудитории для рекламной рассылки и размещение ваших предложений на ресурсах банка
  • возможность получать те же условия, что зарплатные клиенты банка и предприниматели (повышенная ставка по вкладам опция Лояльность и сниженная ставка по кредитам

  1. Поставка товара или оказание услуги.
  2. Получение оплаты. Получать деньги можно наличными или на счет по номеру телефона, номеру карты, по реквизитам счета. Получать оплату можно на любой счет: кредитной, дебетовой карты или накопительный счет. Каждый раз это могут быть разные счета.
  3. Выдача чека. Вы выдаете клиенту документ об оказанной услуге или передаче товара и одновременно заявляете в налоговую о полученном доходе. Это вся отчетность, которая от вас требуется. Чек формируется прямо в нашем приложении или «Мой налог». После этого чек можно сразу переслать клиенту.
  4. Уплата налогов. ФНС сама подсчитает, сколько налогов вам нужно заплатить, и выставит счет. Погасить его можно в приложении.

Есть два способа получить справку.

  • Через приложение «Мой налог». На главной в правом нижнем углу выберите «Прочее», затем — «Справки». Кликните «Справка о постановке». В выпавшем окне выберите год постановки на учет. Далее сформируется справка, которую можно сохранить или отправить.
  • Через личный кабинет налогоплательщика НПД. Зайдите в «Настройки» и нажмите на «Справки». Выберите год постановки на учет и нажмите «Сформировать». Справка автоматически скачается на устройство.

Такая справка — официальный документ с подписью и печатью, она приравнивается к бумажной справке, выданной в отделении ФНС. Документ может понадобиться для некоторых банковских операций, при заключении договора с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

  • Зарегистрируйтесь в качестве самозанятого. Закрывать ИП не обязательно: в течение суток налоговая сама переведет ИП на налог для самозанятых.
  • Откажитесь от прежней системы налогообложения: УСН, ЕСХН и патента. В остальных случаях достаточно оформить самозанятость. Отказаться нужно в течение месяца, иначе налоговая аннулирует статус самозанятого.
  • Снимите с учета свои кассы. Для этого подайте заявление в налоговую онлайн через личный кабинет на сайте ФНС или лично в налоговой инспекции.
  • Уплатите страховые взносы. Налоговая дает 15 дней с момента регистрации самозанятости, чтобы заплатить фиксированные и дополнительные взносы. Если переходите в середине года, рассчитайте, сколько взносов за год вам надо заплатить, с помощью калькулятора на сайте налоговой. Рассчитать страховые взносы надо за период с начала года или с даты регистрации ИП в этом году до дня оформления самозанятости. Если доход за год превысил 300 000 ₽, придется заплатить еще 1% с суммы превышения.
  • Сдайте декларацию за год и заплатите налоги. Сумма налога и срок подачи декларации зависят от системы налогообложения, на которой вы работали. Как сдать декларацию и уплатить налоги


  • имеет сотрудников;
  • работает со своим прежним или бывшим работодателем, от которого уволился менее двух лет назад;
  • занимается подакцизными и маркируемыми товарами;
  • перепродает товары, имущественные права;
  • добывает или реализует полезные ископаемые;
  • представляет клиента как агент, поручитель или комиссионер, например оформляет страховые полисы;
  • работает курьером со своей кассой;
  • зарабатывает больше 2 400 000 ₽ за год;
  • планирует совмещать самозанятость с УСН, ЕСХН или патентом.

Если ФНС выяснит, что деятельность подпадает под ограничения, то режим будет отменен задним числом. С предпринимателя могут взыскать все налоги и страховые взносы за время работы самозанятым.

Например, самозанятый может оказывать услуги маникюриста, но не имеет права продавать средства по уходу за руками. После продажи таких товаров предприниматель может потерять право на самозанятость — придется платить налоги как ИП на общей системе налогообложения.

Еще стоит предупредить клиентов, что вы будете выдавать чеки из мобильного приложения Мобильны банк или приложения «Мой налог». Теперь эти чеки будут главными документами, подтверждающими вашу деятельность.

Самозанятые платят налог на профессиональный доход по таким ставкам:

  • 4% за поступления от физлиц;
  • 6% за поступления от ИП и юридических лиц.

Стать самозанятым в нашем банке или перейти из другого банка можно в нашем "Мобильном банке"

Если нужна консультация или подбор услуг - заполните заявку.

Регистрация самозанятого через Мобильный банк